Деньги и три модуса материальной природы

2 539

Деньги и три модуса материальной природы

Один путник увидел, как люди таскают куда-то тяжеленные камни. Он остановил первого, очень уставшего с виду, и спросил: «Что ты делаешь?». Носильщик камней поднял тусклые глаза на путника и едва ворочающимися губами выговорил «Я таскаю камни, и они тяжелые…». Путник не стал мешать этому уставшему человеку, пошел дальше, и по пути увидел другого человека, тоже несущего здоровенный камень, но вид этого носильщика был не такой изможденный, как у первого. Путник не удержался и спросил: «Подскажи, что ты делаешь? Зачем ты несешь этот камень?», на что носильщик ответил «Я зарабатываю деньги. У меня большая семья, и всем нужно есть. Так что извини, но я пойду. Мне некогда с тобой разговаривать». Путник кивнул, поблагодарил и двинулся дальше. И тут вдруг он увидел третьего носильщика камней, который очень сильно отличался от первых двух. В глазах его был блеск, походка его была тверда и даже энергична, и несмотря на большой камень, который он нес, по нему нельзя было сказать, что он устал или изможден. Путник решил попытать удачу в третий раз и спросил: «Подскажи, добрый человек, а что ты делаешь? И куда ты так воодушевленно несешь этот камень?». Носильщик приостановился, улыбнулся во весь рот и с радостью поведал: «Я строю Храм! Хочешь присоединиться?».

Основой для понимания как функционирует материальный мир, в ведической философии существует концепция о действии трех фундаментальных сил, которым подчинено все в материальной вселенной. Они называются гунами материальной природы. Так как в современной западной культуре нет подобной категории, понятие гуна условно переводят как веревка, шнурок или цепь (то что связывает, сковывает). Эти три модуса материальной природы (гуны) имеют свое название на санскрите

1 Тамас

2 Раджас

3 Сатва

Невежество,  Страсть и Благость — как философские категории.

С научной точки зрения их можно условно обозначить как: инерция, движение и равновесие.

Так же они несут различные функции: тамас-разрушение, раджас- созидание и саттва- поддержание, на уровне материи.

Тупость; Суетливость (Отвлеченность или Ассоциативный поток); Знание (Сосредоточение) — на уровне ума и сознания соответственно.

В ведическом мировоззрении гуны подчиняются и являются олицетворением Тримурти, трех главных божеств:

Шива — Разрушитель

Брахма – Творец

Вишну – Хранитель

Эти гуны постоянно соревнуются за свое господство над живым существом. Часто они перемешиваются их влияние в чистом виде встретить довольно таки сложно. Так же есть еще и четвертое состояние ниргуна или освобождение от оков материальных законов (просветление), но в этом топике мы не будем ее рассматривать.

И так исходя из того что все подчинено этим трем силам, все в материальном мире находится под влиянием тои или иной гуны, например: еда, музыка, книги, животные, растения и люди.

Знай, Гуны в Пракрити деянья свершают,
Под действие Гуны любой попадает,
Поэтому в мире здесь действует всякий,
Мудрец, что прозрел, и невежда во мраке.

БГ (3:5)

Отсюда идет многое не понимание, возникающее между людьми, например невежа никогда не поймет человека знания. Они будут говорить на разных языках, они живут как будто в параллельных вселенных, дороги таких людей будут  пересекаться крайне редко. Путь из невежества в благость лежит только через страсть.

Нельзя сказать, что какая-то гуна плохая, а какая-то хорошая. В материальном мире они все нужны и как говорилось ранее несут свою определенную и необходимую функцию. Хорошая новость заключается в том, что человек может выбирать с какой гуной ему «дужить».

Теперь перейдем к тому как эти три энергии связаны с деньгами. Под влиянием какой гуны большую часть времени находится человек, такой соответственно деятельность он будет заниматься. Важно отметить, что деньги полученные под влиянием различных гун, будут приносит соответствующие конечные состояния. Деньги от тамаса невежества приносят разрушения. Страсти – страдания. Саттва — удовлетворение и частично счастье. Смешение гун и деятельности принесут смешанные результаты.

Бизнес в трех гунах.

Невежество

В чистом виде, это бизнес целиком и полностью основанный на преступной и аморальной деятельности, это бандитизм, рэкет и тому подобное, все что включает в себя обман, убийства, насилие, грабеж, мошенничество,  шантаж, запугивание . В среде таких бизнесменов для достижения своей цели в порядке вещей «кинуть» или «завалить» партнёра или конкурента.

Любой бизнес, несущий разрушение и страдания другим живым существам подпадает под категорию в тамасе-невежестве. К такой деятельности относится в том числе торговля (производство) спиртным, наркотиками, мясом, оружием. А так же сутенёрство, воровство детей, проведение абортов, бизнес на порнографии или наемном убийстве. Так как выгодоприобретатель такого бизнеса несет разрушение, то  и полученные деньги соответственно принесут ему разрушение.

Для примера приведу уже многим полюбившийся сериал Во все тяжкие (Breaking Bad), если смотрели, вспомните чем закончил главный герой этой истории – это результат работы тамо-гуны.

Доход в гуне невежества не связан со служением другим живым существам. Люди, находящиеся под преимущественным влиянием гуны невежества, на вопрос «откуда берутся деньги?» скорее всего, ответят: «Не знаю», «Из везения», «Путём отбирания у других».

Деньги заработанные под влияние силы невежества, тратятся на невежественные вещи алкоголь, наркотики, проституток, оружие и азартные игры.

Раджас в погоне за счастьем

Конкуренция — это основа современного бизнеса под влиянием силы страсти. Сделай или умри, вот лозунг современного бизнесмена — «быстрее, выше, сильнее!». Мотивацией бизнеса в раджа гуне является жажда наживы или попросту деньги, то есть, его интересуют только плоды деятельности. Человек думает что завладев большими деньгами станет известным и влиятельным (Пратиштха (санскр.)- временный престиж) тем самым обретет счастье. Им движет желание наслаждать чувства, поэтому его спутниками становятся жадность и зависть. Но достигнув больших денег, бизнесмен находится в состоянии постоянного страх потерять их – это привязанность к тому что он уже имеет. Или хочет еще больших денег – жажда того чего не имеет.

Осла впрягли в большую колымагу,
но он упрямый – и вперёд ни шагу.

Соседи надоумили торговку
повесить перед мордою морковку.

Он, привлеченный смачным корнеплодом,
помчался по дороге резвым ходом.

И до сих пор бежит без остановки,
ни трошки не приблизившись к морковке…

Так его связывает гуна страсти, и он попадает в заколдованный круг. В итоге усталость и разочарование от постоянной погони за счастьем толкает его к деградации, он чтобы как-то расслабиться начинает прибегать к помощи алкоголя иногда наркотикам и проводит досуг в ночных клубах и так далее, скатываясь в гуну невежества.

Так же стоит упомянуть, что тут возможен микс гуны страсти и невежества, особенно в наш век кали юги, где бизнесмены преследуя свои корыстные цели, прибегают к различными неблаговидными методам устранения конкурентов, за частую не физически конечно, а путем обмана, компромата, махинаций.

Ведических писаниях предостерегают, что если человек заработал обманом или воровством, то он не долго будет наслаждаться наживой — он всё потеряет максимум через 10 лет. Поэтому не завидуйте таким бизнесменам, думая что мир не справедлив, посмотрите, что с ними будет через пару лет. Если антрепренёр не вносит в свою деятельность элемент сатвы его бизнес обречен.

Тут как пример тоже хорошо подходит история героя из фильма: «Волк с Уол Стрит». Знаете чем все закончилось? Он все потерял!

Доход в гуне страсти связан с неосознанным служением другим живым существам. Люди, находящиеся под преимущественным влиянием гуны страсти, на вопрос «откуда берутся деньги?» ответят: «Из тяжёлой работы», «Благодаря уму и сообразительности».

Деньги пришедшие под оплотом гуны страсти, так же тратятся на страстные вещи: круче тачка, больше дом, отдых  на показ (туризм и рестораны) на зависть другим.

На фоне Эйфелевой башни,
С айфона сэлфи зае.ашим,
А на х.я ж еще нам наш
Вояж!

гр. Ленинград

На благо мира.

Бизнесмен в саттва гуне внешне может походить на «страстного» бизнесмена, но его внутреннее содержание будет колоссально отличатся. Его мотивация – служение други живым существам. Его желания — это желания наилучшим образом удовлетворить потребности клиентов. И он имеет виденье и знание как это сделать. Он не привязан ни к плодам деятельности (деньгам), ни к чувственным наслаждениям которые они дают. Но он привязывается к ощущению счастья, приходящего к нему как следствие благочестивой деятельности.

Доход в гуне благости связан с осознанным служением живым существам. На вопрос «откуда берутся деньги?» они ответят: «Из оказания ценной услуги другим».

Деньги полученные от благочестивой деятельности тратятся на благочестивые цели: благотворительность (предоставление возможности получить образование или медицинскую помощь, кормить, строить дороги, давать кров, раздавать предметы первой необходимости, делиться продуктами питания), защиту животных, постройку и поддержание храмов, а также на содействие материальному, интеллектуальному, социальному и духовному развитию других. Тут подробнее.

И так, возвращаясь к притче, приведенной в начале статьи, каждый должен решить для себя сам, чего он хочет, просто накидать камней (причем в свой же огород) или построить счастливое, процветающее общество.

 

0

Автор публикации

не в сети 6 месяцев

Kostrytsa

1
А вы с какой целью интересуетесь?
А зачем это обозначалово нужно?
Комментарии: 5Публикации: 35Регистрация: 21-01-2016

Комментарии:

Комментарии

Войти с помощью: 

Авторизация
*
*
Войти через Вконтакте
Войти с помощью: 
Генерация пароля
%d такие блоггеры, как: